Get Adobe Flash player

Статистика

Пользователи : 36
Статьи : 105
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 150506

Счётчик

ЭСФИРЬ СЕРПИОНОВА (выставки)


«Обитаемый остров» духовности. Картины из жизни монастыря

ODESSA-Daily, 09.12.2010 г. <http://odessa-daily.com.ua/news/obitaemyi-ostrov-duhovnosti.html>

Выставка живописи Эсфири Серпионовой «Обитаемый остров» открылась в помещении Всемирного клуба одесситов (улица Маразлиевская,7). На ней представлено около 30 работ.
Эсфирь Серпионова – человек уникальный: художница, преподаватель и монахиня в одном лице. И на этой выставке она представила картины, отражающие жизнь Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, с которой художница знакома изнутри. Многие люди не знают, что эта жизнь очень насыщенная, проходящая не только в молитвах, но и в трудах. И Эсфирь Серпионова фиксирует все: выпечку хлеба, стирку и сушку белья, посадку деревьев, украшение помещений к празднику. Впечатляет картина, изображающая выставку детского рисунка в монастырском музее: художнице удалось отринуть наработанное годами мастерство и передать наивный стиль детского творчества. Разумеется, в экспозиции уделено внимание и молитвам, и архитектуре монастыря, и красивым ландшафтам монастырского двора.
По словам вице-президента Всемирного клуба одесситов Евгения Голубовского, Эсфирь Серпионова нашла себя в гобеленах (один из них представлен на выставке) и в набросочном, репортажном рисунке. В представленной экспозиции она сочетает репортажный рисунок с цветом. Эти работы, написанные акриловыми красками на бумаге, являются одновременно графикой и живописью. Также Евгений Голубовский отметил, что выставка поднимает очень интересную и важную тему.

Эсфирь Серпионова родилась в 1943 году в городе Нижнем Тагиле Свердловской области. В 1964 году получила специальность скульптора в Одесском художественном училище. В 1971 окончила художественно-постановочный факультет ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. Осуществила свыше тридцати постановок спектаклей в различных театрах СССР. С 1990 года – член Союза Художников Украины. Занимается скульптурой, графикой, живописью, сценографией и декоративно-прикладным искусством. Кандидат педагогических наук, доцент Педагогического университета. Около 15 лет назад Серпионова стала монахиней и поселилась в Свято-Михайловском женском монастыре. Но при этом продолжает творить, выставлять свои произведения и работать преподавателем.


«ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» – будни женского монастыря

(смотреть видео)

«Обитаемый остров» – выставка картин под таким названием открылась в помещении Всемирного клуба одесситов. Несмотря на устойчивые ассоциации с российским фильмом в фантастическом стиле, выставка открывает занавес в совершенно иной мир – в жизни Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Автор картин, Эсфирь Серпионова, является его насельницей, а потому уклад монастырской жизни знает до мелочей.

«Обитель – слово такое привычное, в нем обитают. Это остров, но не необитаемый, а обитаемый. Там же не только те, кто живет постоянно. А очень многие приезжают, приходят, со всего мира, с бывшего союза, паломники, постоянные прихожане.. А кроме того, там же учатся. Учатся – это непрерывно меняются выпускники молодежь, одни поют, другие вышивают золотом, необычно», – рассказывает художник, скульптор Эсфирь Серпионова.«Обитаемый остров» – это не просто остров, на котором обитают, живут, это обитель в прямом смысле слова. Выставка под таким названием собрала три десятка работ, каждая из которых – эпизод из жизни женского монастыря. Эта тема нечасто поднимается художниками, тем более – современными авторами. Но для Эсфирь Серпионовой, которая сама является обитательницей этого острова духовности, работы, представленные на выставке – попытка запечатлеть и передать зрителю каждый момент жизни женской обители, которая для простого посетителя монастыря остается неведомой.

Невесты Христовы, разучивающие псалмы или спешащие на трапезу, развешанное на веревках белье, возведение кровли храма…. Эти картины смело можно отнести к репортажной живописи. Но самое главное, что каждый посетитель выставки найдет в ней что-то свое, что затронет только его душу.

«Каждый, кто увидит эти работы, увидит со своей стороны. Потому что хоть выставка и называется «Обитаемый остров», но этот остров для многих еще является, может быть, закрытой такой темой…неизведанной, непознанной. И эта выставка настолько глубока, потому что сделана она не снаружи, а изнутри. Потому что Эсфирь Наумовна является насельницей этого монастыря, и она жизнь духовную знает не понаслышке, она ею живет, и работы, которые тут представлены, – это работы, которые рождены в тишине монастырской кельи», – говорит директор Одесского литературно-мемориального музея им. А.С. Пушкина Алла Нирша.

Однако, сама автор признается, что тридцати работ недостаточно, чтобы рассказать о жизни обители. И потому не сомневается, что у этого цикла работ обязательно будет продолжение… А с выставкой «Обитаемый остров» можно будет ознакомиться до 15 декабря в помещении Всемирного клуба одесситов.

(Видео "Глас", Одесса, 30.11.2010 г.)


"ПЕРШОКНИГА" (Виставка творів)

Першокнига-01
Першокнига-01
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

"...Прежде всего, отметим, что сегодня не так много мастеров обращаются к Библии и сакральным сюжетам как источнику собственных художественных размышлений. Глобализационные процессы конца ХХ - начала XIX столетий, нейтрализуют и нивелируют религиозные стремления, нередко вводя их в русло внерелигиозного цивилизационного существования и общения. Тем не менее, несомненно, немало кто из наших современников ощущают потребность именно в религии, особенно в христианской вере, в осмыслении своей жизни в связи и в согласии с высшею Божией силою и благодатью.

В целом, после всплеска определенной моды на религиозные сюжеты, который естественно возник вследствие продолжительно давления на эти темы в часы советской поры, и к слову, породил немало скороспелых, поверхностных или целиком конъюктурных произведений, сегодня мы видим присутствие сакральных мотивов в изобразительном творчестве далеко не в центре общих интересов и поисков артсреды, и отечественной, и мировой.

Если  более внимательно посмотреть только на Одесскую художественную школу, то можно перечислить на пальцах мастеров, для которых обращение к библейской тематике есть устойчивым и естественным. Даже в широком контексте внимания к иконописной и фресковой традиции Византии и Древней Руси, назовем: Л. Ястреб, В. Маринюк, В. Хрущ, В. Наумец, О. Стовбур, С. Савченко, О. Дмитриев.

В фигуративном русле религиозную тематику продолжаю и развивают: И. и Н. Зябловы, пишет храмовые иконы О. Силантьев, на шелке творит парафразы ("Троица" А. Рублева) и вариации на религиозные темы Л. Демьянишина, переосмысливая народные традиции, творит свои разнообразные серии З. Пасечник. Это имена, которые  приходят на память сразу, хотя, понятно, они не единственные. Из последних громких событий арт-мира можно назвать объекты из писанок О. Мась, которые составляют в мозаичном панно образы Богоматери и Гентского алтаря.

Вот в этом русле не очень широкого, но художественно значимого направления сакрального искусства в Одессе, Эсфирь Серпионова выступает новатором в царстве гобелена. Ручное ткачество мастерицы вбирает в себя ее огромный опыт художественного мышления в разных видах изобразительного искусства и дает возможность внести действительно оригинальную лепту. Эта яркая самобытность выражается в расширении и усовершенствовании технических возможностей гобелена и в формировании особой образной поэтики, которая мотивируется и формируется темой Божественного..."

Вера Савченко
(канд. философских наук, искусствовед, член НСХУ
Одесская Областная библиотека им. М. Горького, 2011 г.)



"ЖИЗНЬ БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА"

Кажется, что вынесенная в заглавие блоковская строка как бы и о ней, об Эсфири Серпионовой-Варшавской, художнице, чьи работы представлены в галерее "Мост". Ее знали как скульптора по изначальной специализации в училище имени Грекова, как театрального художника, мастера кукол, получившего выучку в ЛГИТМИКе. Теперь выясняется, что она и график. И, судя по всему, график интересный, хотя и не реализовавший себя в этом жанре до конца.

Эсфирь , конечно, Мастер. Только вот что считать мастерством? Есть умение рисовать, за которое студентам ставят оценки. Эсфирь и сама их ставила, будучи преподавателем худграфа пединститута. А есть художественность видения, ощущения мира. Это качество первичное, оно связано с "культурой души", с тонкостью и развитостью чувств.

Откуда все это взять человеку, воспитанному телевизором и обладающему "клиповым восприятием" мира? Есть вещи, которые не наживешь и не возьмешь напрокат. Знавшие Эсфирь утверждают, что она даже в юные годы, студенткой в "грековке" была человеком душевно тонким.

Иногда она использует особый прием - пишет по "мятой бумаге". И возникает поверхность как бы вся в трещинках - как на старинных холстах. Вот сквозь эти "трещинки", сквозь душевную вязь, сквозь импровизационный порыв и нужно разглядеть мастерство художницы.

Рисунки на самой простой бумаге - какая под руку попалась... Акварель, гуашь, а часто - обыкновенные цветные карандаши... А то и вовсе неблагодарные, с точки зрения возможных художественных эффектов, фломастеры. Рисунки разной степени подробности - иные очень тщательные, почти академически точные, но и они не похожи на сухие штудии, и в них есть тайна живого отношения к натуре.

"Каждый пишет, как он дышит", - сказал поэт, - но разве это и не о художнике?

Графика вообще интеллектуальное искусство. Чтобы увидеть в Эсфири крупного графика - нужно вглядеться. Не пропустить те маленькие чудеса, которые на самом деле случаются редко. Как чудесам и положено. Какие-нибудь два окна или ветка дерева... Почему они так завораживают, - и мы глядим, глядим на них?

...У художников Возрождения был прием, называвшийся "нон финито" - эдакая специально культивируемая "незаконченность". И в судьбе Эсфири, и в самой природе графики есть эдакая "нонфинитность", в результате которой в изображаемое входит категория времени, с его текучестью, всегда незавершенным будущим состоянием, о котором возможно говорить лишь намеком.

Будем надеяться, что в нашем городе есть и другие мастера - полуузнанные, чурающиеся публичности, которая ставит в ложное положение, скромные, но истинные носители гармонии. Только бы нам с вами не скользнуть торопливым взглядом мимо, только бы не проглядеть...

Илья РУДИН

"Слово"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
N 21(288)
май 23, 1998 год